Каждый «бывалый» разработчик мобильных приложений знает, насколько важным аспектом при разработке является аналитика. И каждый задавался вопросом ” Какой инструмент аналитики выбрать для приложения? “.

google-and-flurry_blog

Сбор и анализ статистических показателей приложения позволяет изменять и развивать его в правильном направлении. Только зная то, как пользователь реагирует на то или иное изменение, как он ведет себя в приложении, вы сможете сделать его максимально удобным и привлекательным в использовании. Такую же важность имеет отслеживание общих показателей приложения. Вы должны знать, сколько к вам пришло новых пользователей, сколько из них вернулось в следующий период времени, откуда они пришли, как изменяются показатели доходности приложения.

С первого раза мало у кого получается сделать успешное мобильное приложение. Используя аналитику, вы проанализируете поведение своих настоящих пользователей и при публикации уже исключите массу ошибок, внесете корректировки. Оценка эффективности рекламных кампаний также невозможна без аналитики. А если вы платите за рекламу, то вам просто необходимо знать, оправдывает ли она себя.

В целом, я бы разделил всю аналитику на 2 категории :

  • Внутриигровая аналитика или аналитика поведения пользователя, которая отслеживает поведение пользователя непосредственно в процессе использования приложения/игры
  • Аналитика самого приложения, которая показывает как раз информацию о пользователях, источниках прихода пользователя, монетизационную статистику и т.д.

Перейдем к инструментам, с которыми нам приходилось сталкиваться. Сразу скажу, что я не буду предлагать вам выбрать какой-то из них, так как не могу в полной мере сделать сравнительную характеристику. Далее будут описаны только те плюсы и минусы инструментов, которые выявили мы. Все инструменты являются бесплатными.

Читайте так же

Google Analytics

Имеет достаточно мощный функционал. Рассмотрим основные показатели, которые предоставляет данный инструмент:

  • Количество новых и активных пользователей;
  • Средняя длительность сеанса и среднее кол-во экранов на сеанс;
  • Частота использования приложения;
  • Статистика сбоев;
  • Аудитория приложения (пол, возраст, язык, география использования);
  • Информация о версиях продукта и устройствах;
  • События внутри приложения;
  • Навигация по экранам;
  • Доход от приложения;
  • Частота возврата аудитории (retention);
  • Источники трафика и т.д.

Основным достоинством Google Analytics является быстрое обновление статистики. Она отслеживается в режиме реального времени.

">
a49dbce3efda7c50fe5562c21e8ad971
Помимо этого, удобным моментом является отображение статистики источников трафика. Google сделал поддержку referer и utm-меток для Android. Достаточно добавить пару строк в манифест, сгенерировать ссылку с указанием реферала, и вы увидите источники трафика в Analytics.

В App Store такой возможности нет, а точнее, скорее, не было. По заверениям, Google Analytics получил возможность отслеживать установки приложений для iOS. Новая функция, позволяющая более точно оценивать эффективность маркетинговых кампаний по привлечению пользователей в мобильные приложения, уже работает в режиме Beta.

referrals-with-spam

По поводу отслеживания установок, есть хорошие (платные) сервисы: AppsFlyer, Mobile app tracking, ну и бесплатный Flurry, о котором чуть позже.

Ну а теперь о недостатках, а точнее о том, что нам не понравилось в Google Analytics:

  • Неудобно организован просмотр событий;
  • Инструмент не поддерживает параметры событий, но это возможно обойти;
  • Неудобно отслеживать доход приложения, особенно если используются сторонние рекламные площадки;
  • Отсутствие нормальной возможности создавать воронки событий.
Воронки – очень полезный инструмент. Воронка показывает то, как пользователи проходят через определенную последовательность событий. Она может измерить конверсию на каждом из выбранных вами шагов, найти узкие места, а также определить то, как повлияли сделанные вами изменения на конверсию проблемных мест.

App Anie Analytics

Данный инструмент несколько отличается от Google Analytics, но на наш взгляд тоже является полезным, предоставляет интересные статистические показатели. Это просто инструмент, который берет статистику из магазина и показывает ее в удобном виде. Вам лишь необходимо создать аккаунт App Anie и привязать к нему свой аккаунт из маркета.

Здесь также присутствует функционал просмотра загрузок и аудитории приложения, но мы им не пользовались, так как он обновляется раз в сутки. Эту функцию нам было удобнее использовать в Google Analytics в режиме реального времени.

В App Anie нам показались удобными следующие функции, которые мы взяли себе на вооружение:

  • История рейтингов;
  • Ежедневные рейтинги;
  • Популярность;
  • Доходы от рекламы;
  • Ключевые слова/ASO.

Инструмент История рейтингов показывает статистику положения вашего приложения в категориях за определенный период. Ежедневные рейтинги, соответственно, показывают текущее положение.

Во вкладке «Популярность» показана статистика попадания вашего приложения в основные ТОП-ы маркетов.

На вкладке «Ключевые слова» вы можете следить за тем, по каким из ключевых слов вас чаще ищут в маркете. Это полезно в плане поисковой оптимизации.

Функция «Доход от рекламы» на наш взгляд организована намного удобнее, чем в Google Analytics. Здесь такая же схема действий, как и с приложением. Вы просто прикручиваете свой аккаунт рекламной площадки к App Anie и она сама будет брать из него статистику.

Flurry

Пожалуй, самый популярный на данный момент инструмент, имеющий очень мощный функционал. Самый его главный недостаток, причина, по которой нам так и не удалось полноценно с ним работать, — тяжелая интегрируемость в Unity3D. А так, он имеет почти весь тот же функционал, что и Google Analytics, с отсутствием многих его недостатков. Помимо тех возможностей, что есть в Analytics здесь присутствуют:

  • Очень удобно организованная работа с событиями.
  • Наличие частичной сегментации по параметрам событий. Вы можете сегментировать только по версии приложения, либо по заранее заведенным “сегментам” (например, вы можете создать сегмент пользователей из какой-то страны), которые начинают считаться лишь с момента их создания. Количество сегментов, которые можно создать, ограничено.
  • flurry_segm-1024x475

Источник картинки.

  • Наличие воронок. После создания воронки, первые результаты будут лишь спустя 24 часа. Кроме этого, здесь нельзя использовать параметры событий для более точного определения шага воронки. Преимуществом воронок во Flurry является возможность ограничения периода времени, когда должен произойти следующий шаг воронки.

flurry_funnel

Источник картинки.

  • Наличие подсчета Retention. Не путайте с Rolling Retention — это разные вещи.
  • Наличие возможности определения источника трафика. Но, насколько нам известно, Flurry не работает с Facebook.

 Game Analytics

Данную систему мы использовали в качестве замены Flurry именно во внутриигровой аналитике, о которой я писал выше. Game Analytics легко интегрируется в Unity. Она также имеет почти весь функционал Flurry и Google Analytics.

gameanalytics-650-2

Game Analytics считается специализированной игровой системой.

Характеристики:

  • Удобная работа с событиями;
  • Наличие сегментации событий. Не очень удобна отправка и принятие параметров событий;
  • Присутствие удобной возможности создать воронку событий;
  • Наличие возможности отследить источник трафика, в том числе и с FB. (Необходимо подключить Adjust, который является партнером FB);
  • Частично реализован когортный анализ, чего нет в предыдущих системах. Можно любые данные моментально фильтровать по неделе/месяцу, ad channel, устройствам, билдам и т.д.
Инструмент когортного анализа подразумевает возможность выделить группу пользователей и наблюдать за ее поведением в течение времени (считать retention, ltv и любые другие интересующие вас метрики).
В завершение хотелось бы сказать, что идеального инструмента с полноценным функционалом не существует, подбирайте тот, который будет удобен вам и максимально покроет ваши потребности. Также рекомендуем вам прочитать статью Gopractice, в которой подробно сравниваются две выше описанных системы, а также две платные системы, дается краткая характеристика других инструментов.
В статье использовались материалы и медиафайлы — Touch InstinctGoPractice, TheappentrepreneurMegalytic.